Профобразование в Ида-Вирумаа вымирает. Кто виноват: платный русский язык или бегство молодежи?

Ида-Вирумаа рискует остаться без молодых специалистов. В 2025 году в профессиональные училища региона подано почти на треть меньше заявлений, чем годом ранее. Из 1195 абитуриентов зачислено только 402 человека. Это самый низкий показатель за последние годы — и это не просто цифра, а новый симптом.
По плану в Идавируский центр профессионального образования должны были поступить 567 студентов. План провален. Училища пустеют. В то время как в Таллинне и Тарту профобразование бьет рекорды по числу заявлений, на северо-востоке — провал.
Что случилось? С этого года обучение на русском языке стало платным. И это, по словам директора центра Мати Лукаса, резко ударило по притоку студентов.
“Количество желающих учиться на русском сократилось в два-три раза”, — говорит Лукас.
На платные программы с русским языком подано всего 50 заявлений. Самые востребованные — “маникюрный техник” и “бухгалтерский учет”, где заполняемость 50–60%. Остальные — практически пустые.
“Поступать на автомеханику, но платить 2000 евро в год — это нереально. Родители не могут, и грантов никто не предложил. Сейчас думаю уехать в Россию, там хотя бы можно работать и учиться”, — рассказывает для Narva News выпускник школы из Нарвы, имя просил не называть.
Другие выбирают компромисс — программы с обучением по схеме 60:40 (эстонский/русский), в надежде, что подтянут язык. Но это риск: не все справляются, и не все получают поддержку.
Работодатели региона уже сейчас сталкиваются с дефицитом кадров.
“Нам нужны электрики, сварщики, IT-специалисты. Молодёжи — всё меньше. Те, кто остаются, не идут учиться. Через пару лет ситуация станет критической”, — Рассказала руководитель Ида-Вируского отделения Кассы по безработице Аннеки Теэлахк «НГ»
По данным портала вакансий CVKeskus, поиск квалифицированных рабочих и высококлассных специалистов в различных областях в Ида-вирумаа является самой большой проблемой на рынке труда Эстонии уже два года подряд.
Официально власти называют переход на эстонский язык шагом к интеграции. Фактически же — это делает профобразование недоступным для части русскоязычной молодежи. Бесплатных альтернатив в регионе нет, миграция — растет.
“Мы теряем студентов не потому, что им не интересно учиться, а потому что условия становятся невозможными”, — резюмирует Лукас.
Запросы к Министерству образования остались без ответа. Ни компенсаций за обучение, ни ясной политики по поддержке переходного периода пока не предложено.
Что будет дальше? Если тенденция сохранится, через 2–3 года Ида-Вирумаа столкнется с нехваткой молодых специалистов почти во всех сферах — от строительства до IT. Училища закроют непопулярные программы. Молодежь будет уезжать.
А регион, который и так входит в число наиболее уязвимых по социально-экономическим показателям, ещё сильнее просядет.