Таллиннский международный кинофестиваль “Темные ночи” (PÖFF) оказался в эпицентре острого международного спора после включения в свою программу фильма российского режиссера Бориса Гуца “Глухие влюбленные”. Этот фильм рассказывает о сложных взаимоотношениях между украинкой и россиянином в Стамбуле, представляя историю любви, развернувшейся на фоне разрушительных событий войны. Несмотря на усилия организаторов фестиваля, обвинения со стороны украинских властей и активистов не заставили себя ждать. Они потребовали исключить фильм из программы, считая его инструментом российской пропаганды, идущим вразрез с глобальными усилиями по поддержке Украины. Фильм как объект международного конфликта Аннотация к фильму на сайте PÖFF описывает историю двух молодых людей, которые, будучи глухими и лишенными финансовых возможностей, встречаются в чужом городе и начинают проводить время вместе, обретая друг в друге родственную душу. Этот сюжет, казалось бы, не привязан к конкретной политической повестке, но, как считают украинские представители, содержит скрытые идеологические посылы. В частности, в фильме подчёркивается эмоциональная усталость российского героя от войны, что создаёт, по мнению критиков, образ “незатронутого агрессора” — фигуры, к которой зрители могут испытывать сочувствие. Именно это вызывает острую реакцию украинских активистов, которые считают, что акцент на эмпатии к российскому персонажу и обвинения украинских солдат в военных преступлениях подрывают моральные принципы и несут в себе идеологическую подоплёку. Реакция и аргументы украинских активистов Министерство иностранных дел Украины, Министерство культуры, стратегических коммуникаций и ряд других общественных организаций выразили глубокую обеспокоенность решением PÖFF оставить фильм в программе. В своём заявлении украинские представители указали, что “Глухие влюбленные” не просто рассказывают историю любви на фоне войны, а продвигают российские нарративы через культуру, превращая жертвы украинского народа в фон для оправдания действий агрессора. Украинские организации опасаются, что участие фильма в фестивале придаст легитимность этим нарративам и помешает усилиям, направленным на противодействие российской пропаганде. Кроме того, в своём заявлении они подчеркивают, что фильм, несмотря на художественное обрамление, содержит элементы “постправды”, размывающие границы между фактами и вымыслом. Например, в фильме украинские солдаты упоминаются как причастные к пыткам пленных — вымышленный сюжетный элемент, который, по мнению активистов, лишь укрепляет российскую риторику. Ответ PÖFF: Свобода искусства или ответственность перед обществом? Тийна Локк, директор фестиваля PÖFF, отреагировала на обвинения, заявив, что организаторы осведомлены о проблемах, поднятых украинской стороной. Однако, несмотря на это, фильм останется в программе фестиваля. По её словам, PÖFF следует принципам недискриминации, свободы выражения и множественности мнений, и отказывается подвергать цензуре киноработы, рассматривая их как пространство для диалога и обсуждения, а не как место для пропаганды. Для фестиваля подобное решение не ново. PÖFF с первых лет своего существования открыто демонстрировал фильмы, затрагивающие болезненные темы и рассказывающие истории со сложными, неоднозначными героями. Эстонская аудитория уже привыкла к фестивалю как к платформе для представления разнообразных точек зрения. Однако в нынешнем контексте, когда война в Украине вызывает небывалый резонанс в Европе и мире, каждое решение несет в себе особую политическую ответственность. Искусство и политика: Где граница? Ситуация с фильмом “Глухие влюбленные” на PÖFF поднимает важный вопрос о роли искусства в условиях войны и международного конфликта. Где заканчивается свобода художественного выражения и начинается ответственность за возможное влияние на общественное сознание? Фильмы и другие культурные формы обладают уникальной способностью формировать и трансформировать общественное мнение. Некоторые считают, что подобные картины, даже поданные как художественные произведения, могут, сознательно или несознательно, усиливать нарративы агрессора. С другой стороны, отказ от показа фильма под давлением украинских властей и активистов может создать опасный прецедент, при котором фестивали и другие культурные площадки будут вынуждены ставить под сомнение свои программные решения в угоду политическим предпочтениям. Подобный шаг может привести к самоцензуре и ограничению свободы выражения, что, в свою очередь, угрожает основополагающим принципам независимого искусства. Границы смещаются Кейс “Глухих влюбленных” становится символом того, как современное искусство оказывается в зоне пересечения политических интересов и идеологических конфликтов. PÖFF, как международный фестиваль с богатой историей и репутацией независимой площадки, сталкивается с дилеммой — сохранять нейтралитет, поддерживая разнообразие мнений, или принимать сторону, тем самым избегая обвинений в поддержке одной из сторон конфликта. Независимо от итогового решения, этот случай наглядно демонстрирует, как искусство сегодня выходит за пределы чисто эстетической сферы, становясь активным участником общественных и политических процессов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |